Это очень редкая в России специальность, в задачи которой входит вживаться в роли разных типов пациентов на тренингах медицинского общения для врачей.
Нередко, особенно в хирургии, коллеги пренебрегают тонкостями беседы и подачи информации больному, а кто-то просто не умеет этого делать, потому что не научен, или научен неправильно — в суровых или патерналистических взглядах прошлых веков. Потому и случается, что хирург отличный, коллеги его уважают, а пациенты побаиваются, недолюбливают.
В тренинги на базе Первого медицинского государственного университета входит именно процесс общения. Под этим подразумевается: как врач формулирует вопрос и сколько выдерживает паузу, выслушивая ответ; как реагирует на этот ответ; к какому вопросу переходит дальше; принимает ли он точку зрения пациента без осуждения или начинает его отчитывать; проверяет ли он исходное понимание проблемы — например, если человек пришел с хроническим заболеванием и уже много о нем знает; или, наоборот, разговаривает исключительно терминами; смотрит ли он в глаза или на экран компьютера. А главное, насколько он пациенту понятен и насколько пациент доверяет лечению и готов предписания исполнять.
Симулянт после тестового общения с врачом должен ответить на несколько вопросов:
- Ты помнишь момент, когда тебе было сказано это, что с тобой было?
- С какого момента началось раздражение?
- В какой момент ты стала больше врачу доверять?
Медицинского образования не требуется: личного пациентского опыта достаточно, и это логично — человек, приходящий на консультацию к врачу, не обязан разбираться в медицине.
Обучение для разных специалистов проходит по-разному. Сильнее всего сопротивляются травматологи, реаниматологи и анестезиологи: «У них установка, что они-то имеют дело с раной, травмой, не до сюсюканий сейчас, и нет времени с родственниками по-особенному общаться».
Сейчас курс, довольно распространенный в Европе, только набирает обороты в России, но в будущем, надеюсь, войдёт в программу каждого медицинского ВУЗа.
/По материалу Esquire/
А вот еще интересное видео от Вадима Гущина (г.Балтимор, США) об основах общения с больным:
Смотрите также: